ПОИСК ПУБЛИКАЦИЙ НА САЙТЕ "КАНЕВЧАНКА"

Вслед за лентой времени: вперёд от "SMS" и "Graffiti" до рукописных книг

Из истории происхождения славянской письменности
Ст. Каневская.
Памятник равноапостольным
Кириллу и Мефодию 
В октябре 2012 года в день 100-летней годовщины Свято-Покровского храма в станице Каневской состоялось открытие памятника равноапостольным святым Кириллу и Мефодию. Монумент установили на площади перед храмом. Освятил скульптуру епископ Ейский Герман. Четырехметровый памятник отлили в Ростове-на-Дону. Монумент был стилистически выдержан в иконописной манере: художественных деталей в нем мало, но все они соответствуют церковным канонам (Источник "Девятый канал"). Благодарственные письма за помощь в создании скульптуры в рамках церемонии открытия вручили главному архитектору района Наталье Апанасовой и архитектору-скульптору из Ростова-на-Дону Дмитрию Лындину (Источник "Каневские зори"). 
На Кубани повсеместно: в городах и станицах, селах и хуторах - возрождаются православные традиции и обычаи предков. Открытие памятника основателям славянской письменности в Каневской - тому яркое подтверждение!
Очень ответственно и важно в нынешнее неспокойное время нести свет знаний и прививать детям и юношеству идеалы отечественных ценностей! Ребята имеют право гордиться достижениями своей Родины, знать истоки её культурного наследия! Год культуры в России наполнен многими событиями в стране. Но очень многие темы остаются в стороне. Например, тема глаголицы и кириллицы имеет столько "белых" пятен, что не хватит одного вечера, чтобы в этом разобраться. А вы, молодые исследователи, попробуйте! Тема благодатна для открытий и проектов! Итак, поговорим о древнерусских "смс-ках" и "граффити".
Вернемся к заголовку поста. Дорогие читатели! Надеюсь, Вы легко согласитесь с тем, что к первым СМС вполне можно отнести переписку новгородских обывателей на берестяных свитках! Из источников бытовой письменности XI-XV веков наибольший интерес представляют берестяные грамоты и памятники эпиграфики (эпиграфика — историческая дисциплина, изучающая надписи на твердом материале). Культурно-историческое значение этих сточников чрезвычайно велико. Памятники бытовой письменности позволили покончить с мифом о чуть ли не поголовной безграмотности в Древней Руси.
Впервые берестяные грамоты были обнаружены 1951 году во время археологических раскопок в Новгороде. Затем они были найдены (хотя и в несравненно меньшем количестве, чем в Новгороде) в Старой Руссе, Пскове, Смоленске, Твери, Торжке, Москве, Витебске, Мстиславле, Звенигороде Галицком (под Львовом). В настоящее время собрание текстов на бересте насчитывает свыше тысячи документов, и их число постоянно растет с каждой новой археологической экспедицией.
В отличие от дорогого пергамента береста была самым демократичным и легкодоступным материалом письма в средневековье. Писали на ней острым металлическим или костяным стержнем, или, как его называли в Древней Руси, писалом. На мягкой березовой коре буквы выдавливались или процарапывались. Лишь в редких случаях на бересте писали пером и чернилами. Старшие берестяные грамоты из числа обнаруженных ныне относятся к первой половине — середине XI века. Однако в Новгороде было найдено два костяных писала, которые датируются по археологическим данным временем до крещения Руси: одно — 953-957 годами, а другое — 972-989 годами. Как отмечает В. Л. Янин в книге «Я послал тебе бересту…» (3-е изд. М., 1998. С. 30, 51), «берестяные грамоты были привычным элементом новгородского средневекового быта. Профессор А.А. Зализняк отмечает среди грамот: "... некоторое количество учебных грамот, т.е. остатков от работы учеников Древней Руси. В частности, знаменитые грамоты мальчика Анфима, которому было 6 или 7 лет, который, к счастью для нас, оставил целых 10 грамот - потерял их, конечно, но археологи счастливым образом на них набрели и они представляют собой такое замечательное свидетельство того, что представлял процесс обучение грамоте в Древней Руси".
Главный факт, что тексты эти записаны тем же самым алфавитом, которым пользуемся мы с вами, это кириллический текст, это кириллический алфавит, это текст, записанный кириллицей, так что буквы вам все знакомы. Другое дело, что начертание некоторых букв будет несколько непривычно. Но в целом, это наш с вами язык, но, разумеется, значительно более архаичный, чем то, к чему мы привыкли. (Источник А. Зализняк "БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ". 1-Я ЛЕКЦИЯ).
На Руси были известны обе славянские азбуки - глаголица и кириллица. До нас дошли замечательные свидетельства использования на Руси глаголического алфавита. Это более двадцати глаголических надписей, сохранившихся на стенах новгородского Софийского собора. Несколько глаголических граффити имеются в Софии Киевской, но, тем не менее, большинство из них происходит именно из Новгорода. Языку берестяных грамот близки надписи-граффити, прочерченные острым предметом (часто тем же писалом) по твердой поверхности. Особенно многочисленны и интересны в лингвистическом отношении тексты на штукатурке древних зданий, главным образом церквей.
В настоящее время древнерусские граффити обнаружены на стенах архитектурных памятников многих древнерусских городов: Киева, Новгорода, Пскова, Старой Ладоги, Владимира, Смоленска, Полоцка, Старой Рязани, Галича Южного и др. Большое количество надписей, сделанных не только представителями княжеско-боярских и церковных кругов, но и дружинниками, ремесленниками, простыми богомольцами, свидетельствует о широком распространение грамотности на Руси уже в XI-XII веках. Древнерусским граффити посвящены важные исследования историков и лингвистов. Профессор Т. В. Рождественская в книге "Древнерусские надписи на стенах храмов: Новые источники XI-XV веков. СПб., 1992" выделяет следующие типы надписей: надписи-«моления» с формулой «Господи, помози (помяни, спаси и т. д.)», поминальные надписи с сообщением о смерти (такова запись в Софии Киевской о смерти великого князя Ярослава Мудрого в 1054 году), надписи-автографы (например, XII и XIII века в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Новгороде: «а се Созоне ?лъ лютыи…» - А вот Созон лютый писал?), бытовые, сюжетные и др. Но широкого распространения в Древней Руси глаголическое письмо, изобретенное первоучителем славян святым Кириллом, не получило - его использовали лишь искусные книжники. До нашего времени не дошло ни одной восточнославянской глаголической книги. Лишь в восьми сохранившихся кириллических рукописях XI-XIII веков встречаются отдельные глаголические слова и буквы. Между тем, известны глаголические и смешенные глаголически-кириллические надписи XI-XII веков на стенах Софийских соборов в Новгороде и Киеве.  (Источник "Бытовая письменность Древней Руси").
"Русь была читающей страной уже при св. Владимире", – рассказывает на страницах виртуального журнала "НЕСКУЧНЫЙ САД" известный российский текстолог и лингвист Алексей Гиппиус. Вы узнаете, что до Кирилла и Мефодия слово "истина" означало "основной капитал", в также, о последних археологических находках в Новгороде, о том, как жили древнерусские книжники, и почему Кирилл и Мефодий не все церковные слова перевели на славянский. Алексей Алексеевич в своем интервью проливает свет на многие спорные факты возникновения письменности в Древней Руси. (Это только на первый взгляд кажется, что текст большой - читается на одном дыхании!). Текст представляет собой расшифровку интервью Алексея Гиппиуса для документального фильма «Код Кирилла: Рождение цивилизации» (телеканал «Россия-1»).

4 комментария:

  1. Елена Ивановна, доброй ночи. Вот выпала на пару-тройку дней из эфира, а у Вас тут столько всего интересного?! Спасибо за познавательные статьи. На кухне у нас всегда "говорило" радио и радиоспектакли очень любила с детства. Спасибо за напоминание.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброй ночи, Анна Борисовна! Спасибо за отзыв! Рада успехам Вашей школы! Тихой, спокойной, ночи Вам, с волшебными снами - где все дела сделаны (и даже, ремонт), на сердце покой и штиль - забудьте на выходные обо всем! Отдыхайте, дорогая, восстанавливайте силы! Модем сегодня едва "тянет" Интернет - ответ возможно, запоздает...

      Удалить
    2. Елена Ивановна, прочитав в заголовке слово "Граффити", сразу вспомнила посещение Софии Киевской . Именно там, на дубовых панелях второго яруса есть очень интересные надписи. Более поздние расположены в нижнем ярусе, который в настоящий момент за многие века существования собора, опустился намного ниже уровня современной застройки города.
      Когда буду в Каневской, непременно посмотрю на памятник. Спасибо за рассказ.

      Удалить
  2. Добрый вечер, Галина Станиславовна! Как приятно, что Вы поняли, о чем речь в посте! Спасибо, что остановились, прочитали, вспомнили свои впечатления! Благодарю за отзыв и ссылку.
    Каневская всегда рада гостям! Пляжную зону обновили - не Кубань-река, но порядок навели. Вы будете приятно удивлены.

    ОтветитьУдалить

Количество посещений сайта КАНЕВЧАНКА