Георгиевская ленточка
Сайт Осипенко (Коротченко) Елены Ивановны, учителя кубановедения и ОПК, библиотекаря МБОУ "Гимназия" станицы Каневской Краснодарского края, лауреата краевого конкурса "Учитель года Кубани-2011", победителя конкурса "За нравственный подвиг учителя" в Южном федеральном округе в 2015 году. Рекомендован всем, кто свято верит в духовное возрождение России, кого интересует краеведение, история и культура Кубани, кто учится и учит любить свою малую родину.
ЦЕЛЬ САЙТА - СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ И ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА.

ЛЮБИ и ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ!

СОДЕРЖАНИЕ СТРАНИЦЫ:
1. Атамань - воплощенная мечта.
2. Свято-Покровский храм станицы Каневской.
3. Из истории станицы Каневской.
4. Список публикаций блога Каневчанка, посвященных истории, культуре, географии Кубани.
5. Фильм "О возвращении казачьих регалий на Кубань".
***
1. АТАМАНЬ - ВОПЛОЩЕННАЯ МЕЧТА

История предков всегда интересна для того, 
кто достоин иметь Отечество.
Николай Михайлович Карамзин
Здесь каждый камень, каждая песчинка 
дышат тысячелетней историей.
Александр Николаевич Ткачев

Тамань - станица Таманская, Темрюкского района Краснодарского края, порт на берегу Таманского залива.Тамань присоединена к России по Манифесту Екатерины II в 1783 году. Тамань была окружным городом Черноморского войска. Однако вскоре центр округа был перенесен в станицу Петровскую, а Тамань с 1849 года считается станицей. Ныне станица Тамань входит в состав Темрюкского района Краснодарского края. 
Герб Таманского сельского поселения разработан на основе исторического герба войскового города Тамань. Герб был разработан Черником И.Д. в первой половине XIX столетия и утверждён 30 января 1848 года. Княжеская корона символизирует нахождение на территории современной Тамани Тмутараканского княжества в X-XII веках. Крепостная стена указывает на Фанагорийскую крепость, построенную казаками близ станицы по плану А.В. Суворова. В гербе также отражены природные богатства и достопримечательности:  грязевые вулканы, богатые рыбные запасы и развитый рыбный промысел, добыча соли производимая в течение многих столетий.
Сегодня, щедро одарённая природой земля Тамани, славится своими изобильными виноградниками, солнечными пляжами Чёрного и Азовского морей, лечебными источниками и грязями, морскими портами, и конечно трудолюбивыми и предприимчивыми людьми - наследниками тысячелетней истории!
ИЗ ИСТОРИИ ТАМАНИ 
Культурный слой памятника Германаса-Тмутаракань 
достигает глубины 14-16 метров.
Итак, чем же интересна станица Тамань? Прежде всего тем, что на краеведческих материалах Таманского музея можно изучать Всемирную историю. Судите сами: киммерийцы Гомера; амазонки, скифы и синды Геродота; античная Греция, Понтийское царство Митридата; Римская империя; Византийская империя; Хазарский каганат; Древняя Русь, Половецкое ханство; Золотая орда; Генуэзская республика; Османская империя; Российская империя. Из глубины веков дошли до нас названия городов, существовавших на территории нынешней Тамани: Корокондама, Гермонасса, Томи, Таматарха, Самкерц, Тмутаракань, Матрика, Матрега, Хуанкала. С давних пор Тамань была местом пересечения торговых путей, великих переселений народов.
Турецкий колодец 
В VI в. до н. э. греки основали здесь город Гермонассу, вошедший в состав Боспорского царства. В конце X - начале XII вв. на месте станицы Таманской находился город Тмутаракань - центр Тмутараканского княжества. В XIII в. в Тамань обосновались генуэзцы, с конца XV в. Тамань - турецкая крепость. В 1792 сюда выселились черноморские казаки, основавшие станицу Тамань. В 325 году епископ Тмутараканский Феофил поставил собственноручную подпись на первом Никкейском соборе христианских церквей.
Восстановленный Никкейский собор Тамани




На Тамани бывали А.С. Пушкин (1820 год), М.Ю. Лермонтов (1837 и 1840 годы), Н.П. Огарёв, А.М. Горький. Таманская земля воспета в «Слове о полку Игореве», сказках А.С. Пушкина, «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Тамань - действительный член Российского союза Исторических городов и регионов.
Сегодня, щедро одарённая природой земля Тамани, славится своими изобильными виноградниками, солнечными пляжами Чёрного и Азовского морей, лечебными источниками и грязями, морскими портами, и конечно трудолюбивыми и предприимчивыми людьми - наследниками тысячелетней истории!
   ВОПЛОЩЕННАЯ МЕЧТА  
      Решением губернатора Кубани Александра Николаевича Ткачева Тамань, где в 2008 году отмечалось 2600-летие древней Гермонассы-Тмутаракани, “…должна стать туристической Меккой”. Встречаясь с журналистами, вице-губернатор Кубани Галина Дмитриевна Золина подчеркнула, что «Атамань - воплощённая мечта нашего губернатора».
      В наши дни Таманский полуостров называют естественным музеем памятников старины. «Мы должны понимать и помнить - кто мы и откуда. Почему мы такие?», - сказала вице-губернатор Кубани Г.Д. Золина. Понять свои истоки поможет фрагментарно воссозданная история, ожившие легенды и быт первых переселенцев.  
Для этого на Тамани несколько месяцев воплощался в жизнь уникальный проект: строительство этнографического комплекса "Казачья станица Атамань" на Лысой горе близ станицы Тамань.
         Этнодеревня выдержана в едином стиле с настоящим казачьим колоритом. На Атамани расположились и подворья со старинными хатами, и майдан, и часовня, и другие объекты соответствующие станичным постройкам тех времен, когда казаки начали осваивать Кубань.
 
     Этнический комплекс "Атамань" расположился на территории 20 гектаров. Каждому муниципальному образованию было дано задание: построить колодец, подвал, хозяйственные постройки (курятник, коровник или конюшню) и хату, которая бы отражала одну из профессий. Так в станице Атамань возведены хаты кузнеца, пекаря, шорника, винодела, рыбака, мельника, пожарного, оружейника, гончара, священнослужителя. В этнодеревне построена хата войскового правления и хата атамана.
Муниципалитет Каневского района оборудовал курень шорника, усадьбу с садом и хозяйственными постройками вокруг него. В реализации этого проекта принимали участие практически все хозяйства и организации нашего района.
    Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор провел чин освящения часовенного столпа во имя Андрея Первозванного, который построена при станице Атамань.  Затем начался фестиваль флагов (на майдане установлено около 50 флагов).
       
    Состоялся и фестиваль-конкурс семейных реликвий "Живая история", а также 22-ой фестиваль фольклорных коллективов "Золотое яблоко". Благодаря многочисленным сообщениям и репортажам в федеральных СМИ подробности праздника стали известны далеко за пределами Кубани, а наш регион еще раз подтвердил свой статус туристической жемчужины России.
По оценкам организаторов, в праздничном открытии станицы Атамань и фестиваля «Легенды Тамани» участвовали почти 50 тысяч человек. На праздничных мероприятиях присутствовали все первые лица Кубани: губернатор Александр ТКАЧЕВ, председатель ЗСК Владимир БЕКЕТОВ, митрополит Екатеринодарский и Кубанский ИСИДОР, вице-губернаторы, главы всех муниципальных образований края.
      Впервые учащиеся 10 класса МОУ “Гимназия” побывали в этническом комплексе Атамань с экскурсией в сентябре 2009 года. Пребывание в Атамани произвело неизгладимое впечатление на ребят.
В настоящее время эти поездки стали традиционными и долгожданными.


2. СВЯТО-ПОКРОВСКОМУ ХРАМУ СТАНИЦЫ КАНЕВСКОЙ - 100 ЛЕТ
Ныне действующий Свято-Покровский храм cт. Каневской, построенный в 1912 году, является символом духовного возрождения православия в Каневском районе и памятником архитектуры краевого значения
Публикацию подготовил краевед станицы Каневской Н.Ф. Лемиш 
Казаков всегда отличали отвага в бою, усердие в труде и благочестие в быту. Благочестие - особая черта, основанная на христианской вере и человеколюбии. Это сегодня возвращение в лоно Церкви для многих дань моде. Вера прежняя была неотделима от бытия человека.
Для казачьей семьи одним из условий уважения станичников было посещение храма, празднование церковных праздников, соблюдение постов. В доме должны были быть иконы, по праздникам зажигаться лампады. Детей учили молитвам не только в школе, но и дома. При этом казаки чурались ханжества, показной набожности.
Храмы в станицах строили их всем миром, с размахом, денег не жалели. Ведь с церковью у казака была связана вся жизнь. Здесь его крестили и провожали в последний путь, в храме получали Господне Благословение новобрачные. На церковной площади происходили все значительные события в жизни станичного общества. Отсюда провожали на войну, здесь же встречали возвратившихся с победой казаков. В церковной ограде хоронили Георгиевских кавалеров, священников и уважаемых станичников. Хотя строительство и содержание храмов стоило немалых денег, долгом чести станичников было иметь их не один, а два и даже три.
Богатая станица Каневская в начале XX века могла иметь уже три церкви. Еще в 1828 году на самой старой площади станицы - Церковной, на средства казачьего офицера Билого был построен один из красивейших храмов Кубано-Черноморской области - двухпрестольный Свято-Троицкий храм (Сошествия Святого Духа на Апостолов). Затем было решено строить ещё два храма - на Южной площади (район Дворца спорта) и на Северной (территория парка имени 300-летия Казачьего войска - на территории "загребли", в центре вырубленной в 1933-34 гг. живописной рощи). Но осуществить задуманное полностью не успели. Более того, из имевшихся в станице храмов уцелел лишь выстроенный незадолго до революционных событий Свято-Покровский - один из немногих вообще уцелевших в крае; и долгие годы к нему приезжали жители других районов.
В Покровский храм привела меня бабушка - было мне лет пять-шесть. Потом я собирал материал по истории станичных церквей, расспрашивая пожилых людей. Первая информация о Покровском храме была получена мною от бабушки и мамы. Отцов отчим Спиридон Трофимович Шевченко до смерти (в 1948 году) был ктитором церкви. Что касаемо церковного архива, то он был полностью уничтожен в 1942 году при "эвакуации".
Точная дата начала строительства храма неизвестна. Но в журнале "Школа и жизнь" (№ 10 за 1907 год) уже говорится, что Каневское станичное общество отказалось от строительства второго этажа 3-х классного училища для детей казаков (ныне здание районной гимназии по ул. Вокзальной) в пользу возведения новой церкви.
Бабушка рассказывала - когда ей было 25 лет, для "новой" церкви заложили в землю на естественное гашение известь. Семья моего деда Никиты Ивановича занималась изготовлением кирпича-сырца. Но для церкви изготавливали обожжённый кирпич. Для строительства собрали 5 млн. штук яиц - бабушка видела, как готовили раствор для кладки из известкового теста и яичного белка, придающего кирпичной кладке особую прочность. Как показали последующие события, это было действительно так.
Старики вспоминали о годах строительства храма: "Всё народ, всё народ - от мала до велика... Помогали деньгами, руками рабочими, строительными материалами (у кого что было), но в основном личным участием, бескорыстным, ради Христа… Спали по четыре часа в сутки, а то и меньше... Дорог, как сейчас, не было, после дождя грязи по колено, не пройти - не проехать…" Покровский храм стоит на высоком фундаменте в центре Южной площади. Место это выбрал схимник Киево-Печерской Лавры.
Стоимость проекта составляла около 100 тыс. руб. Храм строился четыре года, на деньги, собранные казаками Каневского юрта, и средства станичного правления (от аренды земли, ярмарочных сборов и т.д.). Архитектором был Иван Христианович Морбель - более 50 храмов в Кубанской области возведено под его руководством (хотя принадлежат они к разным архитектурным стилям, характеризует их богатый орнамент, особая воздушность).
Работали приглашенные мастера, а подсобными рабочими были молодые люди из местных. Дядя сторожила Каневской Василия Стефановича Святого в возрасте 20 лет долгое время помогал строителям и оставил воспоминания. Требования к качеству были очень высокие. Подрядчик на стройке находился неотлучно - и, если случался брак, он устранялся немедленно. Вообще отношение строителей к сооружению храма было особое, трогательно-ответственное.
Хотя от разных людей слышал я и такую притчу. Якобы подрядчик - обрусевший индиец-архитектор, был плутоват и при закладке сумел как-то уменьшить размеры храма. Потом побоялся, что лишний кирпич подтвердит обман, и "погнал" храм вверх. При обсуждении ситуации гласные станичного правления порешили - "Хай вин будэ высокый, зато издали видно".
В плане храм в виде креста, состоящего из 4-х приделов, с главным барабаном, увенчанным одноглавым куполом. Небольшие "луковки" башенок храмовых приделов носят чисто декоративный характер. Важным элементом конструкции является звонница с открытыми боковыми проемами. Кресты были легкими, из дерева, с медной позолоченной обшивкой. Все окна с многозвенными переплетами - сделаны добротно, служат уже почти век. Колокола были отлиты уральскими мастерами: родной звон храма, по рассказам, был чудным, "малиновым".
Покровский храм недаром считался одним из наиболее красивых на Кубани. Во внутренней его отделке участвовали итальянские мастера. Мраморная отделка стен, настенные и потолочные росписи на библейские темы, очень красивый алтарь придавали храму особое великолепие.
В клировой ведомости Покровской церкви ст. Каневской IV Благочинного округа Кубанской области за 1914 год сказано: "Построена в 1912 году. Кирпичная, одной главы, холодная, с таковою же колокольнею, покрыта железом, ограда вокруг церкви железная, с чугунными столбами, на каменном фундаменте. Престолов один - во имя Покрова Пресвятыя Богородицы… Расположена в 260 верстах от консистории, от Благочинного в 35 верстах, от уездного города Ейска в 100 верстах, от Екатеринодара в 120 верстах. Ближайшая церковь Духосошественская ст. Каневской, в 1 версты и Успенская ст. Стародеревянковской в 4-х верстах..."
В храмовом дворе в церковной ограде постепенно образовалось небольшое кладбище, на котором покоится прах уважаемых каневчан - полный Георгиевский кавалер Григорий Левченко, Георгиевские кавалеры Павел Лоцман, Иван Романюта, Николай Денисенко и др. Время захоронений - 1918-19 гг. Некоторые могилы утрачены (например, Г. Левченко и П. Лоцмана), другие оказались безымянными. Но само то, что часть кладбища сохранилась до наших дней, пережив войны и голодомор, не может не вызывать удивление.
Ныне церковная площадь почти вся застроена - в основном агрофирмой "Победа". Не сохранилось прежней церковной ограды, зато уцелело здание сторожки - как сказано в клировой ведомости, "построенной тщанием прихожан". В ней крестили детей и пекли просфоры.
Дом моего родного деда Никиты Ивановича находился напротив церкви, а два его брата имели торговые лавки на Южной площади. Северо-восточная её часть когда-то была занята старым кладбищем, там же до 50-х годов 20-го века находился небольшой курган, известный как "Шевченкова могыла". Рядом находилась школа для детей казаков, построенная в 1906 году (снесена в 70-е годы). В 1925 году часть площади была отведена под строительство электростанции - теперь на её месте дворец спорта…
Первая служба в новом храме состоялась в 1912 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Первым священником его стал отец Иаков (Яков Михайлович Донецкий). Он окончил Ставропольскую духовную семинарию в 1902 году, в 1904 году был рукоположен в сан священника. В 1906 году стал священником Свято-Духосошественской церкви ст. Каневской, заведующим и законоучителем церковнопри­ход­ской школы. В 1908 году, после открытия 2-х классного училища (нынешняя гимназия по ул. Вокзальной) стал в нём законоучителем.
В штате храма состоял также диакон-псалом­щик - отец Макарий (Макарий Иванович Дроботковский). В отличие от священ­ника, которому было при открытии церкви 34 года, отец Макарий был пожилым человеком, ему было 65 лет. Окончил в 1866 году Екатеринодарское духовное училище, с 1880 года служил в Духосошественской церкви ст. Каневской.
Известно, что священник и диакон официального жалованья не имели - жили за счет доходов с церковной земли. Священнику шло от аренды причтового участка 413 руб., диакону - 215 руб. Кроме того, священник, как учитель двух школ, находившихся под попечительством церкви, получал ещё 100 руб.
Службы проходили также в часовне, до 1933 года стоявшей на станичном кладбище.
Церковным старостой был избран 44-летний вахмистр Михаил Венедиктович Джумайло. В 20-е и в начале 30-х годов в храме был ещё один священник - отец Михаил (Иерамко). По рассказам старожилов, он не чурался и мирской жизни - занимался хлебопашеством.
Пока стоял Духосошественский храм, все общестаничные мероприятия по-прежнему происходили на площади перед ним (теперь парк 30-летия Победы) - к моменту коллективизации старый храм подошёл к своему 100 летнему юбилею. В новый храм ходили жители той части станицы, что и поныне зовется "Мыгрынкою" (а теперь ходят уже правнуки первых прихожан).
По завершении строительства Покровской церкви станичное общество начало подготовку к строительству ещё одного храма - на Северной площади. Удивительно, но 4 млн. штук кирпича пролежали в целости с 14-го по 26-й год под открытым небом!..
В советское время Покровский храм едва не постигла печальная участь большинства церквей края. Среди тех, кто ещё в годы раскулачивания и Голодомора подвергся репрессиям, было много верующих. В станице, как и по всей Кубани, умерло от страшного голода очень много людей. После голода на Южной площади решили разместить Куйбышевскую машинно-тракторную станцию, выбрав под контору дом репрессированного казака Михаила Черныша.
Политотдел МТС сразу начал активное наступление на храм. Чтобы создать видимость законности, власти обложили церковь нереальными налогами. К 34-му году половина населения Каневской вымерла, прихожан стало совсем мало, приход обнищал - и налоги, естественно, оказались непомерными. Тогда-то храм и был изъят у церковной общины "в погашение долгов". В 1935 году из Ростова приехали "специалисты" по экспроприации церковной собственности. Всё конфискованное было сдано в Госхран, что-то успели разобрать по домам прихожане. Священники отец Иаков и отец Михаил с семьями были отправлены в ссылку (известно, что семья о. Якова жила потом в Волгоградской области).
По настоянию райкома, было принято решение о разрушении храма. Несмотря на массовые возмущения верующих, была сколочена группа разрушителей из числа переселенцев. Вооруженные ломами и кувалдами, они взобрались на крышу храмовых приделов. Но крепость кирпичной кладки оказалась необычайной. Не помогли и наскоро собранные сцепки из тракторов для растаскивания стен. Удалось только сбросить колокола, стащить луковки маленьких куполов да раскрыть часть крыши одного из приделов. Нашелся и доброволец, взявшийся сбить крест на главном куполе.
Прибывшие взрывники предупредили, что взрыв должен быть очень большой силы и неизбежно вызовет разрушение ближайших жилых домов. Пришлось бы эвакуировать и МТС. Её директор Пётр Прокофьевич Скворцов предложил передать храм на баланс МТС под ремонтную мастерскую. Пришлось, правда, по настоянию райкома разобрать звонницу.
Скворцов призывал бережно относиться к храму, говорил, что в нём когда-нибудь откроют музей. То, что удалось хотя бы частично сохранить уникальное внутреннее убранство храма - непосредственно заслуга Петра Прокофьевича.
Одно время здание храма использовалось под зерносклад. Дымом выхлопных газов был испорчен итальянский мрамор внутренней отделки, серьёзно пострадали фрески, особенно на куполах. Была почти уничтожена великолепная кованая ограда. Осенью 1937 года Скворцова вызвали в райком партии и в ультимативной форме предложили разрушить купол главного барабана. Мелкие листы кровельного железа, снятые с купола, невозможно было бы использовать для плоской крыши - и райкомовцы предложили укрыть её… камышом! Скворцов отказался от очевидной глупости и был арестован органами НКВД. Но за него встал весь коллектив МТС, значившейся среди передовых, и после мытарств директор вернулся на работу.
По окончании войны, когда Пётр Прокофьевич вновь возглавил МТС, храм уже действовал. Его вновь открыли при немцах - 14 октября 1942 года. Иконы собирали по домам; в 1943 году несколько больших икон было передано дедушкой Спиридоном в храм и из нашего дома - они находятся там и поныне.
Вновь открытому храму требовался капитальный ремонт, поэтому сначала службы правили в здании нынешней церковной библиотеки.
После немецкого отступления пришла директива - открытые храмы не закрывать, разрешить деятельность церковных общин, вернуть священников и часть церковного имущества (малоценную утварь, иконы). В каждой семье было своё горе: погиб отец, сын, брат - и нужно было заглушить эту общенародную скорбь. На весь наш район оставалось на тот момент лишь два храма… Служить во вновь открытом Свято-Покровском храме стал священник, вместе со своей матушкой работавший на МТФ. Правящий архиерей Кубанской епархии благословил его.
После войны храм потихоньку ремонтировали на достаточно скромные средства. Много для восстановления его сделал протоиерей Георгий Сидоров. Но ещё в начале 60-х годов храм представлял собою безрадостное зрелище: разрушена часть крыши одного из приделов, разбит пол, основательно испорчен итальянский мрамор, отсутствовало отопление, нормальное водоснабжение, освещение, испорчены росписи. Церковная община вынуждена была существовать в атмосфере недоброжелательства и антирелигиозной пропаганды, дело доходило до хулиганских действий молодых людей во время престольных праздников…
В 2012 году Покровскому храму исполняется 100 лет. Приумножает славу храма нынешний настоятель протоиерей отец Сергий Брижан. Сделан необходимый ремонт, изготовлен такой, как прежде, кованый забор, на куполе установлен новый крест. Благоустроена территория внутри церковной ограды. При храме работает церковная школа для детей и взрослых. Действует детская православная театральная студия, в школах проводятся уроки религиозного воспитания школьников. А хор Свято-Покровского храма считается одним из лучших в крае. В престольные праздники церковная ограда уже не вмещает прихожан. Пришлось на базе вагончика сделать передвижную часовню, которая доезжает теперь до самых отдалённых хуторов района!
Церковь занимает всё более значимое место в жизни каневчан. Вот уже и власть начинает поворачиваться лицом к храму, уже находятся жертвователи из числа местных предпринимателей. Большую лепту в налаживание духовно-просветительской работы с детьми, ремонт храма, организацию фольклорных праздников, на которые уже несколько лет съезжаются казачьи коллективы со всей России, внёс, также, известный кубанец О.В. Дерипаска.
Наши предки давно ушли из жизни, а построенный ими храм продолжает напоминать о былой вере кубанских казаков, помогает приобщиться к вечному новым поколениям каневчан. А для неверующих… Что ж, пусть храм остаётся для них памятником архитектуры. В любом случае - станичникам есть, чем гордиться и любоваться!..                                        Н.Ф. Лемиш

3. Из истории станицы Каневской / По материалам альманаха "Каневчане"
Заселение Кубани
30 июня 1792 года императрица Екатерина Вторая подписала «Жалованную грамоту» о выделении Черноморскому казачьему войску земель, расположенных по правобережью реки Кубань.
25 августа 1792 года к Таманскому полуострову причалил Флот черноморских казаков под предводительством полковника Саввы Белого. Среди них были и переселенцы из города Канева, основанного ещё Ярославом Мудрым. Учёные расшифровывают название «Канев» как «Ханский (Канский) перевоз», то есть переправа через Днепр.
1 января 1794 года войсковое правительство Черноморского казачьего войска опубликовало наказ, озаглавленный «Порядок общей пользы». Согласно этому документу, требовалось выстроить 40 куреней, в том числе и Каневской.
Каневской курень
Первоначально переселенцам из Канева по жребию достался участок у реки Курки на Таманском полуострове, но место оказалось не очень удачным из-за постоянных набегов закубанских горцев, и черноморский войсковой атаман Ф.Я. Бурсак разрешил каневчанам поселиться на территории у слияния рек Челбас, Средний Челбас и Сухой Челбас. Здесь в 1794 году началась история Каневского куреня.
Природа
На этом месте простиралась целинная степь, поросшая ковылём, тыпчием и земляникой в таком количестве, что колёса арбы и копыта коней становились красными от её сока.
Берега рек и балки поросли вербами, тополями, орехами, грушами и терновником. Водилась масса дичи: волки, лисы, дикие кабаны, сайгаки, тарпаны (дикие лошади). В степи в большом количестве обитали стаи дроф, Фазанов и тетеревов, в камышах – множество водоплавающих птиц.
Реки
В степных реках Челбас (в переводе с татарского - «ковш воды»), Бейсуг («княжеская река») и Кирпили («туман»), в изобилии водилась белуга, осётр, севрюга. Рыбы было очень много, практически всюду, где была вода. В то время одна тысяча отборной тарани стоила 1 рубль 50 копеек, один пуд (16,3 кг) балыка - 5 рублей 50 копеек, один пуд свежей белуги - 20 копеек.
Река Челбас была судоходной, по ней ходили корабли из Чёрного моря в Азовское (через лиманы). До сих пор в народе ходят легенды о турецком корабле с золотом, лежащем под толстым слоем слоем ила на дне нашей реки.
Становление куреня
Первые землянки и турлучные хаты (из камыша и глины) появились в нашей станице в районе Дома быта и гостиницы «Нива», примерно там, где проходящая с востока на запад улица Куренная (сейчас она носит имя Гагарина) упирается в реку Челбас.
Всего тогда было семь очень коротких улиц. Самой главной считалась Почтовая (сейчас — имени Нестеренко), по которой шла связь с центром Ейского уезда, станицей Уманской (сейчас – Ленинградская) и городом Екатеринодаром. По ней переправлялась вся почтовая корреспонденция.
Каневской курень был окопан рвом, окружён валом, а по валу шла высокая стена из колючего терна для защиты от неприятеля и диких зверей, которых в степи было очень много.
На воротах стояла пушка и дежурил казак с тлеющим Фитилём в руках, чтобы немедленно стрелять при неожиданном нападении.
Там, где сейчас находится Парк имени 30-летия Победы, казаки построили церковь, сначала деревянную, потом - каменную. Здесь же, в центре куреня, стояла сторожевая вышка, на которой постоянно дежурил часовой.
По переписи, проведённой в 1794 году, в Каневском курене проживало 1.103 жителя обоего пола.
Хозяйство и рынок
Земля выделялась только на мужчин, достигших 17-летнего возраста и перераспределялась каждые три года. В основном, казачество занималось разведением крупного рогатого скота и овец.
Жители постепенно обустраивались на новом месте. Появились ветряные и водяные мельницы, маслобойни, кузницы, пасеки, бондарные и кожевенные мастерские.
Месторасположение было выгодным – на коммерческом тракте, по соседству с соляными и рыбными промыслами.
С 1817 года в Каневском курене проходили наиболее значительные в Черномории ярмарки. Торговля велась на Сенном рынке (сейчас на этом месте - центральный стадион) и на базарной площади (сейчас здесь торговый центр и районный Дворец культуры).
Рынок в станице работал два раза в неделю: по вторникам и пятницам, кроме православных праздников. Цены на рынке были умеренными:
· мука белая.................. 25-30 к. за пуд,
· масло коровье............ 20 к. за Фунт (409,5 г.),
· мёд............................. 20 к. за Фунт,
· говядина.................... 5 к. за Фунт,
· осетрина..................... 7 к. за фунт,
· арбузы........................ 40 к. за сто штук,
· тарань......................... 55-60 к. за сто штук,
· икра............................ 35 к. за Фунт,
· овца............................ 3 
· курица........................ 8 к. (цены 1858 года)
· замок.......................... 4-40 р.,
· ведро.......................... 30-50 к.,
· 12-ведёрный бочонок 3 р.,
· ванна.......................... 3 р. 50 к. - 5 р,
· валенки....................... 60-80 к.
· холст.......................... 11-12 к. за аршин (71,1 см)
Пошив одежды:
· черкеска..................... 1 р. 50 к.,
· полушубок................. 1 р.,
· брюки......................... 1 р.,
· шапка......................... 50 к.,
· башлык....................... 70 к.
Xрамы
В центре находилась церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов – прекрасный памятник архитектуры начала XIX века. Она была построена в 1828 году на средства капитана Романа Белого, освящена в 1829 году, действовала более ста лет и осенью 1938 года была разрушена.
Черноморский казачий атаман Григорий Антонович Рашпиль, посетивший 2 ноября 1849 года нашу станицу, отмечал: «Церковь каменная, ея иконостас составляет единственное в своём роде художественное украшение... прекрасный по своей благородной простоте и возбуждающий благоговейное чувство по своей давности».
В 1930-х годах с колокольни были сброшены колокола. Самый большой колокол, который весил 196 пудов и был выше человеческого роста, при ударе о землю (с 20-метровой высоты) дал трещину, но не разбился, и в течение нескольких дней на колокольню затаскивали двухпудовые гири и бросали их вниз на колокола.
Осенью 1938 года, в очередную годовщину революции, на развалинах состоялся митинг, на который собрались разрушители.
Храм был самым грандиозным сооружением Каневской. Он возвышался на главной площади станицы, сейчас на его месте расположен Фонтан Парка имени 30-летия Победы. Несколько секций металлической ограды, выкованной для храма каневским мастером кузнечного дела Павлом Петровичем Колодько, находятся сейчас в ограде районной больницы.
Недалеко от церкви было небольшое приходское кладбище, где захоронены уважаемые в станице люди, в том числе: капитан Роман Белый, на чьи деньги построен Духосошественский храм, и первый священник этого храма протоиерей Василий Орда, который ездил в Петербург к царю за разрешением на строительство храма. Вероятно, их прах до сих пор покоится на территории парка.
В 80-х годах XIX века на станичном кладбище была сооружена церковная часовня. В 1933 году она была разрушена.
В 1912 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы была открыта Свято-Покровская церковь (архитектор И.Х. Морбель). Её строили на деньги, собранные казаками Каневского юрта, станичным правлением и на пожертвования богатых станичников. Раствор для кладки готовился из известкового теста и яичного белка из пяти миллионов яиц. Колокола были изготовлены на Урале, а внутренние работы в храме (отделку стен итальянским мрамором, настенные и потолочные росписи на библейские темы) вели кубанские и итальянские мастера.
В 1935 году храм был закрыт, всё церковное имущество (чаши из золота и серебра, драгоценные оклады икон и наперсные кресты) было конфисковано, священники с семьями были отправлены в ссылку. Была попытка разрушить храм, но крепость кирпичной кладки оказалась необычайной, и разрушителям удалось лишь сбросить крест, колокола и декоративные маленькие купола, а также разобрать звонницу. Директор Кубышевского МТС П.П. Скворцов выступил против уничтожения храма, предложив использовать его как мастерскую по ремонту тракторов. Затем в храме устроили зерносклад, а в 1942 году, к празднику Покрова, оккупанты вновь открыли церковь, и с 13 декабря 1944 года она официально зарегистрирована в епархиальном ведомстве. Сейчас храм благоустраивается, при нём работает библиотека, дети и взрослые приходят в воскресную школу. Наша церковь является памятником архитектуры краевого значения.
В церковной ограде существует небольшое кладбище, на котором в 1918-1919 годах похоронены наши земляки – георгиевские кавалеры, в том числе полный георгиевский кавалер Григорий Левченко.
Планировалось строительство третьей церкви (на территории парка имени 300-летия Казачьего войска), но не успели – грянула революция, и из четырёх миллионов штук кирпича, заготовленного для храма, в 1925-28 годах было построено двухэтажное здание больницы, народный дом (потом в этом здании находился кинотеатр «Родина», а сейчас там расположены магазины), сельмаг (универсам), электростанция (сейчас на этом месте стоит Дворец спорта), средняя школа N 4, школа в станице Придорожной и больница в станице Новоминской.
На восточной окраине станицы (в районе Загребли) существовала живописная сосновая роща. Прямые аллеи, многочисленные кустарники, речные пейзажи создавали прекрасное место отдыха станичников, и в начале XX века там проводились народные гуляния. В центре этой рощи планировалось строительство ещё одной церкви, но войны и революции помешали реализовать задуманное. В 1933-1934 годах роща была варварски вырублена, сейчас здесь находится заброшенный карьер кирпичного завода.
Всего на территории нынешнего Каневского района до начала коллективизации было 13 храмов, 11 из которых были уничтожены. Но вернёмся в век девятнадцатый.
Станица
В 1842 году черноморские курени были преобразованы в станицы. Каневской курень тоже стал станицей.
Атаман Рашпиль, посетивший нашу станицу в 1849 году, так писал о ней: «Многолюдная, хорошо устроенная, богатая, более или менее промышленная – по положению на к
Образование
В 1875 году в станице открывается первая церковно-приходская школа при Духосошественском храме.
К 1913 году Каневская имела 8 училищ:
· в районе кинотеатра «Космос» (мужское начальное училище, 1903 г.),
· на месте школы N 1 (церковно-приходская школа, 1903 г.),
· на месте школы N 7 (Николаевское первое одноклассное училище, 1906 г., снесено в 1971 г.), и в зданиях, принадлежащих сейчас МУПК (церковно-приходская школа, 1914 г.),
· призывному участку (начальное мужское училище,»школа Чуйкова», 1906 г.
· ТЦПСиД «Радуга» (женское училище, 1906 г.)
· Гимназии (2-классное начальное училище, 1907 г.),
· централизованной бухгалтерии РУО (училище для иногородних, школа Гринченко», 1910 г.),
· МУПК (церковно-приходская школа, 1914 г.).
Площади
При застройке станицы было образовано шесть площадей, которые использовались для выгона скота, базаров и ярмарок, проведения казачьих смотров и скачек.
На Северной площади сейчас создан парк имени 300-летия Казачьего войска, с Домом культуры и зоопарком.
На месте Сенной (Лесной) площади расположился стадион, а большая её часть застроена домами.
На месте Базарной и Церковной площадей стоит районный Дворец культуры, сооружён Обелиск Славы с Вечным огнём памяти погибших в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, посажен Парк имени 30-летия Победы (с 1925 до 1975 годы он носил название «Летний сад имени 1-го Мая»). Рядом находится Народный историко-краеведческий музей, открытый в 1972 году в доме священника Бровковича, построенном в 1910 году. Здание, в котором сейчас находится районный военкомат, принадлежавшее другому священнику, было построено в 1898 году. Здание, в котором располагается библиотека, принадлежало купцу Степану Кондратьевичу Богомолову, оно построено в 1912 году, В 1925 году Церковная площадь была переименована в «Площадь Революции», а в 1967 году она получает новое название - «Площадь имени 50-летия Октября».
В северо-восточной части Южной площади когда-то находилось старое кладбище, а также небольшой курган «Шевченкова могила». В 1912 году на Южной площади, границы которой проходили по нынешним улицам Ростовской, Резникова, Московской и Горького, была построена Свято-Покровская церковь. В 1935 году храм закрыли, всё церковное имущество – чаши из золота и серебра, драгоценные оклады икон и наперсные кресты ­ конфисковали, священников с семьями отправили в ссылку. Вокруг Свято-Покровской церкви была построена Куйбышевская машинно-тракторная станция, впоследствии колхоз «Победа» застроил её своими служебными и хозяйственными помещениями. До 1941,года.площадь служила ипподромом.
На самой большой площади, называвшейся в разные годы казачьим плацем, Ярмарочной и Кладбищенской, в старину проводились казачьи скачки, проводы казаков на службу, шумели ярмарки.
В конце XIX века на площади были построены два хранилища для зерна - на случай неурожая и стихийных бедствий.
В октябре 1932 года эти амбары были обнесены забором, появились караульные будки. Так был создан концентрационный лагерь для арестованных жителей станиц и хуторов района. В лагере постоянно находились от 120 до 170 арестантов. Один раз в сутки их кормили баландой из мёрзлой свёклы. Это был настоящий лагерь смерти. Действовал он до апреля 1933 года. За это время через него прошло 600-700 человек, многие из которых погибли.
Сейчас в центре площади находится кладбище, а вокруг него построены два автохозяйства и рынок, а западная часть застроена домами. Около кладбища, в бывшем доме купца Богомолова, построенном в 1906 г., многие годы была школа колхозных кадров. В настоящее время это здание выкуплено Фирмой «ЗИФ». Братьям Богомоловым принадлежала и мельница, построенная в 1905 году.
Торговля
Сто лет назад, в начале прошлого века, Россия производила зерна больше, чем Канада, США и Аргентина вместе взятые. Цена на пшеницу в Кубанской области была самой низкой ­ 70-75 копеек за пуд. Каневские хлеборобы продавали зерно даже за границу – возили его на переправу за станицу Привольную.
В 1906 году белая мука стоила 90 копеек за пуд,
Говядина............... 2 копейки за фунт,
Свинина................ 8 копеек за фунт,
сахар-песок........... 18 копеек за фунт,
мёд........................ 20 копеек за фунт,
икра паюсная........ 40 копеек за фунт,
водка хлебная....... 1 рубль 10 копеек за четверть (2,5 литра)
Дорого ценились лошади. Строевой конь высокого класса стоил 500 рублей и более, хороший конь - 300 рублей, обычный конь от 180 рублей. За кражу лошадей пойманных воров, как правило, убивали.
Развивалась промышленность. В 1900 году в нашей станице был кирпичный завод, кожевенный, 9 маслобойных, 20 кузниц, колесные, столярные и гончарные заведения.
В 1916 году в Каневской работали: частная аптека провизора Иванова, почтово-телеграфное учреждение, общество взаимного кредита, державшее в обороте около 8,5 миллионов рублей и ссудно-сберегательное товарищество с Фондом 280 тысяч рублей.
Улицы
Нынешняя улица имени Горького раньше называлась Красной.
Улица Ленина с 1850 по 1890 годы называлась Степной, а с 1890 по 1925 годы - Александровской, в честь приезда на Кубань императора Александра III.
Нынешняя улица Октябрьская до 1925 года называлась Мигринкой, Хлебной и Николаевской, в честь императора Николая Второго.
Улица имени Нестеренко называлась Почтовой, улица имени Свердликова была Ярмарочной, улица имени Гагарина ­ Куренной, имени Айвазовского ­ Хуторской.
Улица Кирпичная раньше носила имя А.П.Чехова, улица Заречная называлась Камышеватской, улица имени Будённого — Стеблиевской. Улица имени Комарова была Рыночной, улица имени К.Маркса Рясной, а улица имени Резникова ­Пролетарской,
Улица Терновая в 1914 году получила название Вокзальной в связи с тем, что в августе этого года в жизни станицы произошло важное событие: было окончено строительство железной дороги и началось пассажирское движение.
В августе-сентябре 1914 года из станицы было отправлено на фронт 12 эшелонов с тремя казачьими полками: два полка на турецкий фронт и один полк - на западный фронт против немцев.
Средняя численность кубанской семьи составляла шесть человек. В быту каневчане вели себя скромно, всегда почитали старших, каждое воскресное утро обязательно ходили в церковь, строго соблюдали пост.
Накануне Октябрьского переворота Каневская была богатой степной станицей с 2.808 дворами и 17.246 жителями.

4. Список публикаций блога Каневчанка, посвященных истории, культуре, географии Кубани
27 июн 2014. Губернатор Краснодарского края А.Н. Ткачев совершил поездку в США, чтобы пригласить делегацию казаков - потомков эмигрантов на Кубань. Тогда на Тамань приехала дочь атамана В.Г. Науменко – Наталья ...

17 июн 2014. Ребята, мы вы знаете, что в Краснодарском крае проживает около 120 национальностей? Много это или мало, если учесть, что в России в целом проживает около 140 национальностей? Да, конечно же, много.

25 июл 2012. Ярлыки: География Кубани, К 75-летию Краснодарского края, Материалы к урокам, ПОЭЗИЯ, ученикам-всезнайкам. Комментариев нет: Отправить комментарий. Следующее Предыдущее Главная страница.

03 июн 2014. "Виртуальная экскурсия". Вашему вниманию, дорогие читатели, предлагаю краеведческую справку, рекомендованную к использованию при проведении экскурсии «Культура и быт казачьего подворья». В 2014 году ...

13 апр 2014. Ярлыки: География Кубани, ученикам-всезнайкам, экскурсии ..... Фольклорный праздник для учащихся 7 классов Тема: «Святочные обряды и зимние праздники Кубани» Подготовила и провела: учитель кубан.

06 июн 2014. Но найдите на географической карте морской залив на территории России (даже во времена Пушкина!), где берег пустой и песчаный. Такое можно наблюдать только в окрестностях Таманского полуострова!

16 июн 2012. Ярлыки: География Кубани, История в лицах · Следующее ... Фольклорный праздник для учащихся 7 классов Тема: «Святочные обряды и зимние праздники Кубани» Подготовила и провела: учитель кубан.

28 май 2013. Челбасский лес - оазис в степи. Челбасское лесничество начало организовываться в 1885 году, по решению Кубанского казачества. Основной год законченного ... Ярлыки: География Кубани, ученикам-всезнайкам ...

17 мар 2014. Екатеринодар войсковым протоиереем Черноморского войска, и, одновременно, первоприсутствующим Екатеринодарского Духовного Правления. На Кубани Кирилл Васильевич Россинский стал одним из самых любимых и ... В нем преподавались грамматика, основы геометрии и естественных наук, география, история, а также "наставлени в должностях человека и гражданина" (так назывались два века назад правила морали, долга и чести ...

28 май 2013. Ярлыки: География Кубани, ученикам-всезнайкам .... Татьяна ГРЕЧАНАЯ заслуженный работник архивной службы Кубани, ветеран труда СОЛДАТ ПОБЕДЫ В этом году исполняется 100 лет со дня рож.

28 май 2013. И почему древние памятники дольмены – производят на нас особенное впечатление, становясь основанием для серьезных научных исследований и новейших мифов? В окрестностях любимого курортниками ...

15 июн 2014. Проектная деятельность на уроках кубановедения. Дорогие ребята! По вашей просьбе публикую фото самых лучших проектов по теме "Дольмены", 5 класс и по теме "Неповторимый мир природы", .

27 май 2013. Дорогие ребята! По вашей просьбе публикую фото самых лучших проектов по теме "Дольмены", 5 класс и по теме "Неповторимый мир природы", 6 класс. Желаю новых творческих успехов на уроках ...

29 июн 2012. Кроме того, в расписание входили такие предметы как обществоведение, математика, география, естествознание, физика, химия, а с 1939 года и начальная военная подготовка. .... Олимпийские звезды Кубани.

15 сент 2013. ... географии, спорта, межэтнических отношений, истории казачества, быта и традиций народов Кубани. Особое почетное место в викторине заняли вопросы по истории Великой Отечественной войны на Кубани.

30 май 2013. Являясь самым западным регионом Кубани, занимая уникальный участок суши, выдвинутый в акваторию двух морей, полуостров протянулся с запада на восток на 66 км и с севера на юг — на 40 км. Восточная ... В труде Страбона "География", созданном в 1 веке есть сообщение: "... на берегах Меотиды (Азовского моря) за Киммерийским Боспором (Керченским проливом)... есть гора, Киммерий...живут там люди в дыму..." Гомер в своей ...

01 май 2013. 1) под влиянием географического положения, природных особенностей территории, сходных исторических судеб в станице Каневской сложились уникальные особенности культурного наследия, которые обусловлены, с одной ... при проведении экскурсий по станице Каневской, а также в качестве дополнительного материала для изучения тем «Памятники истории и культуры своей местности», «Население Кубани и вашей местности», ...

15 июн 2014. Тема проекта «Казачий курень» привязана к разделу «Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья» учебника кубановедения для 8 класса § 11-12. На страницах блога о проектной деятельности ...

27 июн 2014. Он определил себя великим гетманом этого войска, а заодно и казаком Кущевского (по другим источникам — Васюринского) куреня под именем Грицка Нечесы. А земли действительно для них нашлись — сначала ...

01 нояб 2011. В период переселения из Запорожья на Кубань, в числе 38 куреней, получивших те же названия, которые они носили в Запорожской сечи, был и Каневской курень. Каневской курень был основан в 1794 г . у ...

04 сент 2011. История основания Каневского куреня уходит своими корнями вглубь веков. Основан Каневской курень в Запорожье в XVI веке выходцами из города Канева, бежавшими от польской крепостнической зависимости ...

5. Фильм "О возвращении казачьих регалий на Кубань"

4 комментария:

  1. Спасибо, Елена Ивановна, за интересную информацию. Попробую применить на уроках кубановедения!

    ОтветитьУдалить
  2. Всегда рада поделиться накопленным опытом. Надеюсь, что он будет востребован педагогами Кубани.

    ОтветитьУдалить
  3. Я помню, что ещё лет семь назад искала информацию о храме в Каневской. Даже заехали с мужем в церковь и попросили поделиться материалами (мы раньше, пока была жива свекровь, часто её навещали в станице). Увы, тогда на наш запрос просто развели руками, мол ничем не поделимся. А бабушка мужа (она тоже долгие годы жила в станице) что-то говорила про то, как в войну прятали по домам иконы из Покровского храма. Нам по наследству от неё досталась икона украинского письма, происхождение которой в семье никто не знает. Так часто бывает - висит иконка, как будто она всегда на этом месте была... Я же стала вникать в подробности, узнала, что датируется серединой 19 века, украинское письмо.(бабушка родом с Украины), но она никогда не говорила, что привезла её оттуда. Почему-то подумалось, учитывая, что она долгие годы была прихожанкой храма, может и этот образ из храма?..
    Привезли икону в Краснодар отдали реставратору (она была в плачевном состоянии), теперь ждем, когда резчик по дереву сделает достойный оклад.
    Спасибо за интересный рассказ, который натолкнул на воспоминания...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Галина Станиславовна! Спасибо за содержательный комментарий. К столетнему юбилею в храме сделали добротный ремонт. На площади перед храмом состоялось открытие памятника Равноапостольным Святым Кириллу и Мефодию. В ближайшее время постараюсь осветить это событие в блоге. Благодарю за верность православным традициям! Рада знакомству!

      Удалить

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ЛЕТНИЙ ОТДЫХ ДЕТЕЙ, СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ